1.png2.png

Битва за Кадом

8 года 1 мес. назад #1194 от Purgine
Purgine создал тему: Битва за Кадом
Родословная города

Первое письменное упоминание о Кадоме находится в Никоновской летописи под 1209 годом. С него и принято вести отсчет существования города. Несомненно однако, что основан он значительно раньше, когда в этих местах появилось пришлое славянское население, осевшее на Мокше - самом крупном притоке Оки, важном торговом пути.

Упоминается же Кадом летописцем в связи с убийством в городе рязанского тысяцкого Матвея Андреевича. Существует несколько версий, которые выдвинули, объясняя причину этого убийства, историки в разное время, - попытка рязанцев захватить тогда еще мордовский Кадом; стремление усмирить непокорных жителей города, сражение рязанских дружинников с булгарами, а, может быть, с половцами. Но что бы ни стояло за гибелью тысяцкого - Кадом в начале XIII века был уже довольно важным торговым, административным и сторожевым пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества, где, по свидетельству археолога Н.В.Говорова, уже в XII веке соприкасались и переплетались поселения славян и мордвы.

Но Кадомский край в это время - не только место добрососедских контактов и торговых отношений, но и арена довольно ожесточенной борьбы за обладание мордовскими землями, которую вели русские княжества с местными мордовскими племенами, а также с булгарами и половцами. Волжские или камские булгары хозяйничали тогда на средней Волге, но часто оказывались на Оке и ее притоках отнюдь не с мирными целями. В 1088 году они взяли и разграбили Муром, в 1155 году опять напали на муромскую и рязанскую землю. Не раз переходили границы русских княжеств, особенно Рязанского, и половцы. Но и русские князья не оставались в долгу, раз за разом предпринимая походы на булгар. После очередного, в 1205 году, булгары, не желая терять свое влияние на нижней Оке и Мокше, попытались взять реванш и в 1209 году вновь напали на Рязанскую землю, но потерпели поражение.

Некоторые историки предполагают, что в этом походе Кадом из-за выгодных, давно сложившихся торговых отношений с булгарами стал на их сторону, хотя и был в то время уже передовым рязанским форпостом на востоке. И чтобы проучить вероломных кадомчан была послана рязанская дружина под руководством Тысяцкого Матвея Андреевича.

Древний Кадом с давних пор привлекал внимание как профессиональных историков, так и краеведов. Многие из них пытались выяснить происхождение названия города. Видный русский историк В.Н.Татишев считал, что происходит оно от арабского слова «ходим» или «кодим», что в переводе означает «стража». Ведь город был укрепленным оборонительным пунктом на восточных рубежах славянской колонизации. А придти это слово могло от камских булгар, которые вели в XI-XII веках оживленную торговлю по Волге с Востоком, а по Оке и Мокше - со славянами и собирали дань с мордовских племен. Последний председатель Тамбовской губернской ученой архивной комиссии А.Н.Норцов, который побывал в Кадоме и его окрестностях в 1901 году и собрал богатый археологический, этнографический и архивный материал, полагал, что название города свидетельствует о каком-то горестном событии: в переводе с мордовского «кадома», «кадонь» означает нечто потерянное, оставленное. Таким оставленным было Старокадомское городище - мордва, постепенно вытеснялась славянами и была вынуждена переселиться подальше от беспокойных соседей, в более безопасное место, на Пургасовскую гору. Некоторые историки предполагали, что словом «кадома» мордовские племена называли участок земли, не доступный большой воде во время паводков, и на таком месте как раз возникло древнее мордовское поселение, которое позднее перешло к славянам. Однако эта версия маловероятна: таких участков в мордовской пойме Мокши было много, причем более возвышенных, чем Старокадомское городище.

Не представляется убедительной и версия Д.Батманова, связывающего название с глаголом «кадомить» - «слоняться без дела, ходить из дома в дом», найденным в словаре В.Даля. Эти действия Д.Батманов приписывает Мокше, которая, по его словам, «в нижнем течении сравнительно часто меняла свое русло». Возможно, и действительно меняла, но, как поясняет В.Даль, глагол «кадомить» бытовал лишь в оренбургских и саратовских говорах, а, как известно, диалекты возникли позднее XIII века. К тому же, когда Кадом уже существовал, саратовские и оренбургские степи все еще были «диким полем», без постоянного, оседлого, населения.

Итак, до сих пор не установлено, почему древний город называется Кадомом.

О времени перенесения города на новое место тоже нет единого мнения. Одни считают, что это произошло еще до нашествия татар, когда существовала Пургасова волость и были частыми стычки между рязанцами и мордвой, а Пургасово городище представляло большую опасность для рязанской крепости. Оно находилось всего в 30 минутах ходьбы, на горе, что давало возможность его обитателям в любое время неожиданно появляться у кадомских крепостных стен, а в случае отхода быстро укрываться на своей неприступной высоте. Чтобы обезопасить себя, кадомчане перебрались подальше от Пургасова городища, на высокие песчаные холмы, которые и сейчас существуют в центре города. Другие полагают, что город переместился где-то в XIV-XV веках, а то и позднее, - при малолетнем царе Иване IV в регенство его матери Елены Глинской: как раз тогда, в 1536 году был перенесен на более возвышенное место ближайший сосед Кадома, город Темников.

Удивительно, как авторы этих версий, безусловно, знакомые с различными материалами, касающимися Кадома, не обратили внимания на несколько интересных документов, из которых явствует, что Кадом сменил местоположение не раньше XVI века.

Прежде всего это указ царя Алексея Михайловича и грамота Приказа Казанского дворца от 1652 года, подписанная дьяком Томилой Перфильевым. Согласно этим документам все старокадомские земли передавались Старокадомскому мужскому монастырю, незадолго до этого построенному черным попом Ионой и «вкладчиком Гришкой Ивановым с товарищи». В грамоте уточнялось, что за монастырем должны быть записаны земли, которыми «старокадомские помещики и как до помещиков старокадомские посадские люди, пушкари и затинщики владели».

На основании указа кадомский воевода Алексей Шишкин дает монастырю «отказные выписи», где говорится: «Отказано безоброчно Троицкой Старокадомской пустыни четвертная пашня и всякие угодья, как наперед того владели старокадомские помещики, мурзы и татаровя, и как преж тех мурз и татар владели кадомские посадские люди, пушкари и затинщики». И в приправочных книгах Афанасия Нормацкого содержится напоминание, что старокадомскими землями до татар владели посадские люди, пушкари и затинщики.

Итак, пожалованные монастырю земли, некогда принадлежали горожанам и, конечно же, находились вблизи города. Передать их татарам, в награду за службу царь мог лишь тогда, когда они сделались пустошью. Кадомчане оставили их, потому что переместились на новое место. А произошло перемещение до 1614 года - этим годом датируются записи Афанасия Нормацкого, в то время владельцами старокадомских земель уже были мурзы.

Однако обосновался на новом месте город и не раньше XVI века, поскольку в середине XVII века горожане еще хорошо помнили, где находились их прежние угодья.

В 1656 году кадомский воевода Михаил Кобяков поручил подъячему Кадомской съезжей избы Ефиму Кириллову уточнить на местности границы земель, пожалованных Старокадомскому монастырю. При этом он рекомендовал взять понятых из Кадома: «попов и посадских людей, пушкарей и затинщиков, и других чинов людей Кадомского уезда»,- которые могли бы указать межевые знаки своих бывших владений. И понятые нашли межевые знаки. Подъячий сообщил: «...на броду на большой дороге поставлен столб дубовый, а под ним сысканы уголье, а с той грани от столба от броду от корца от большой дороги под Енгазиным на Старой Лисе на дубу две грани вверх по Лисе речки...». В этом же донесении воеводе он указал, что монастырь был пожалован «полем под Енгазиным, пашнями и лугами по речке Лисе, да по речке Еремше и мельницею и лесом за речкою Лисою, и озерами Глушицею и Кривым и Кочергою и речкою Еремшою, рыбными ловлями и сенными покосы и всякими угодьи, которые прилегали к Старокадомскому городищу, и откупной перевоз на реке на Мокше».

И все доставалось монастырской братии «на пропитание безоброчно». Всем же прочим пользоваться этими богатствами природы царская грамота запрещала, «чтобы им игумену с братиею и монастырскими бобылями от сторонних людей разорения никакого не было». Привилегированное положение монастырей объясняется тем значением, какое придавалось их миссионерской деятельности, оказывающей государству помощь в колонизации края и насаждении в нем христианства.

То, что Кадом был, перенесен на новое место в XVI веке, подтверждают и два частных документа: челобитная XVII века и купчая конца XVI века. В челобитной владельцы земель, лежащих близ Кадома, Гришка, Неверка и Федька Степановы Вировы жалуются, что «ныне де по той вотчине ходить им не почему и медвяный оброк и куничный и есашный и пошлины им платить стало не из чего, потому что средь той их вотчины построен Кадом город и в той их вотчине кадомские градские и уездные люди живут и всякой лес красной и дубовой дальный, верхометной сосны рубят и всяких зверей бьют и пчелы держут и тое де их вотчину насильством своим разорили без остатку и чинят тесноту». В купчей кадомской мордвин перечисляет: «Продал я бортный ухожай со всяким зверем с лесовым, и с медведем, и с волком, и с лисицей, и с куницей, и с белкой, и с рыбной ловлей, и с бобровою, и с польскою пахотою, и с покосы, и переви и со всякою птицею». Продажу такого богатого владения можно объяснить тем, что хозяина его так же, как и братьев Степановых детей Вировых, начали теснить новые соседи, жители переместившегося Кадома.

Все эти документы дают основание не только предполагать, но и утверждать: Кадом оставил свое прежнее место в XVI веке.

В.Г.МИЛОВАНОВ
Кадомский край. Рязань 1994 г.
kadom.ru/istorija/rodoslovnaja_goroda.html

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 1 мес. назад #1195 от Purgine
    Purgine ответил в теме Битва за Кадом
    1) Старый Кудом, поселок Спасского района. Первый компонент названия позволяет отличать данный насел, пункт от возникшего поблизости пос. Новый Кудом того же района. Второй компонент, видимо, имеет финно-угорское происхождение. Его можно соотнести с куд, кудо «хижина, жилище» в мордовских языках, с кудо «лачуга, шалаш, двор» в марийском языке.

    Лит.: Мурз. — С. 308; Никольский А.А. К изучению перенесенных топонимов Рязанской области // Ряз. обл. науч. конф. по ист. краеведению: Тез. докл. и сообщений. — Рязань, 1990. — С. 171—173; Бабурин А.В., Никольский А.А. Старый Кудом (происхождение назв.) // Ряз. энцикл. — Т. 3.—С. 468-469.

    А.В. Бабурин, А.А. Никольский

    2) Кадом. По-мокшански «кадом» - оставляю, а «кадома» - оставляем. Эрзяне называют Кадом еще «Ош», то есть - город, следовательно - «оставленный город».

    РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422

    Вложенный файл:

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 1 мес. назад #1196 от Purgine
    Purgine ответил в теме Битва за Кадом
    Впервые Кадом упоминается в летописи 1209 года, хотя люди селились в данной местности с незапамятных времен. Существует множество легенд и версий, объясняющих название поселка.

    По первой легенде выходит, что основательницей города следует считать русскую девушку Вассу. А дело было, рассказывают, так. В дни татарского нашествия, а может быть, и до этого времени, христианская девушка - подвижница Васса, находясь рабою у мордвы, бежала из плена. Преследовать ее пустился хозяйский сын. Бежал он быстро - вот-вот нагонит. Добежала Васса до левого берега Мокши и бросилась в реку, чтобы утопить себя, но чудом была спасена и выкинута на правом берегу реки живая. Очнувшись и едва собрав силы, пошла она от берега по дремучему лесу и от бессилия едва поднялась на высокий холм, как раз на тот, где теперь кадомская кладбищенская церковь (сейчас называется Вознесенской горой). Но там вновь изнемогла и лишилась чувств. Природа, однако, взяла свое. Придя в себя, Васса ( :woohoo: ) утолила голод, набрав орехов и наломав дягиля. Орехов в тех лесах всегда было большое изобилие, а дягиль мясист и вкусен. Потом сыскала в горе для себя расселину и приютилась кое-как. Наступившие холода заставили ее покрыть и загородить свое убежище, устроить себе жилье «как дом». Она обжилась с недостатками и лишениями и решила посвятить себя пустынной жизни. Много лет прошло в отшельничестве. Обладая даром предсказания, Васса стала известной жителям окрестных селений, которые приходили к ней для исцеления недугов или за благими советами. Пещера, в которой она жила зимой и летом, не имела ни печки, ни очага, но всегда была теплой, «как дом». Приходящим с разных сторон нравилась эта местность, и они мало помалу начали селиться на этой горе. А после кончины пустьшницы это новое поселение получило название «Как Дом», в воспоминание ее пещеры, теплой «как дом» - Кадом.
    РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422
    Панков В. Иду мещерой. - М., 1984. - С. 60
    Чумакова Ю. П. К происхождению некоторых топонимических легенд Рязанского края. // Этнографический вестник. - Рязань, 1996. - С. 87-91

    В другом варианте этой легенды, всякий, кто попадал в пещеру, чувствовал себя уютно «как дома». (Предания, в которых фигурируют пещеры и многокилометровые подземные ходы встречаются во многих районах области. Смотри место Адрианова пустынь у с. Пустынь, Касимовский район).

    Бабурин А. Запись со слов местных жителей. Запись сделана 21 мая 1993 г.

    Похожее предание рассказывают в с. Квасьево Касимовского района. Здесь, якобы, жил монах-отшельник по имени Вася ( :woohoo: ), слывший в округе утешителем, целителем человеческих душ. И когда у очередного нуждающегося, проходившего по селу, спрашивали, куда он идет, то тот отвечал «к Васе». Отсюда и Квасьево.

    Бабурин А. Запись со слов писателя, краеведа Потапова А. Н., уроженца с. Петровка Шацкого (ныне Путятинского) района, Больше-Екатериновского сельского совета, 1954 г. р. Запись сделана 25 марта 2004 г.

    По другой легенде появление названия Кадом, ровно как и самого поселка относится ко временам татаро-монгольского нашествия. Завоевывая очередные земли, Батый оставлял здесь своих военачальников, которые хозяйничали в этих местах, а сам шёл дальше. Были среди военачальников Кадым ( :woohoo: ), Касим и Ермиш. Пришло время, дошла очередь и до них. И там, где некогда стояли их шатры, появились одноименные селения.

    Бабурин А. Запись со слов жителя г. Касимов. Запись сделана 3 августа 1999 г.

    Рабочий поселок Кадом, центр района, расположен по берегам реки Мокши, правого притока Оки.

    Возник он здесь не сразу. Первоначально городок Кадом находился на месте современного села Старый Кадом. Известный историк П. Н. Черменский, считает, что новый Кадом был сооружен в 1535 - 1536 годах на горе, высоко поднявшейся над Мокшей и являвшейся идеальным местом для обороны от нападения врага.

    Органова Н. Высоко над Мокшей: Название на карте. // Рязанские ведомости. - 2001. - 28 июня

    Среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость, и у ее подножия возникли Пушкарская и Стрелецкая слободы. По данным археологов А. Н. Нарцова (1901 г.) и Н. В. Говорова (1930 г.), на Вознесенском холме существовало славянское городище. Согласно преданию, на этом холме стояла крепость хана Кадыша (до недавнего времени в 1,5-2 км к юго-востоку от г. Касимова существовала деревня Кадышево - Бабурин А.).

    Органова Н. М. Кадомский район. // Города и районы Рязанской области: Ист.-краевед. очерки. - М., 1990. - С. 117, 118

    Кадыш - бочарь, обручник, бондарь. Наехали кадыши, из Мещеры торгаши.

    Даль В. Толковый словарь. – М., 1989. -Т. 2. - С 72

    По преданию, основал Кадом (Кадим) татарский князь Кадый ( :woohoo: ). «Кадим» по-татарски значит «старина».
    РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422
    Журкин И., Катагощин Б. ГАРО Ф. Р - 5039. Оп. 1, Д. 454, Л. 135

    По другому местному сказанию, Кадом получил свое название от Кадма ( :woohoo: ), родного брата ордынского царевича Касима, давшего название городу Касимову.

    РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422

    И еще одна легенда приписывает основание Кадома скифу царского происхождения, который был родом с верховьев Танаиса - реки Дон. Звали того мудреца Анахарисом. Вернувшись на родину из Греции, он задумал построить город. Построил и назвал его Кадомом в честь своего друга - финикийца Кадма ( :woohoo: ), изобретателя букв. Кстати, у Кадма была жена Гармония.
    Панков В. Костер на «горе». // Рязанский комсомолец. - 1982. - 21 сентября
    РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422

    В словаре В. Даля есть слово «кадомить». Оно объясняется так: слоняться или шататься, шляться. Некоторые краеведы объясняют отсюда и название нынешнего поселка Кадом. Дело в том, что протекающая вблизи река Мокша «кадомила» по окрестностям, неоднократно меняя свое русло.
    На земле Рязанской. - М., 1968. - С. 144
    На земле Рязанской. - М., 1976. - С. 176, 179

    Кадом - поселок в Рязанской области, прежде город. В «Тамбовских губернских ведомостях» 1859 г. приведено объяснение из финского слова katomaa - «потерянная земля». Возражая, Ст. Березнеговский предложил объяснение - «оставшаяся земля» (незаливаемая половодьем) - и привел две нелепые легенды: город назван пришельцем из Древней Греции в честь Кадма ( :woohoo: ), мифического изобретателя письма, или иначе - пещера отшельницы, теплая от ее святости «как дом» («Изв. Тамбов. уч. арх. комиссии», 55. Тамбов, 1913, С. 87,88).
    Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. - М., 1966. - С. 166
    Поспелов Е. М. Историко-топонимический словарь России. - М., 2000. - С. 94
    Панков В. Костер на «горе». // Рязанский комсомолец. - 1982. -21 сентября

    По-мокшански «кадом» - оставляю, а «кадома» - оставляем. Эрзяне называют Кадом еще «Ош», то есть - город, следовательно - «оставленный город».

    РИАМЗ научн. архив Д. 611, Рук. 422

    Кадом, град Шадской провинции, имя сие из арабского ходим, еже стража по-русски, произошло. Сей город весьма изобильствует медом и Москву с протчими довольствует.

    Татищев В. Н. Избранные произведения. - Л-д., 1979. - С. 304

    Название происходит от финно-угорских слов «кад» или «када», заключающих в себе широкое понятие: «укрепленный дом, огороженное место, укрепление».
    Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р - 6713, Оп. 1, Д. 29, Л. 25
    Левошин Н. Кадом. // Приокская правда. - 1972. - 4 апреля

    Кадом - арабское слово. В переводе означает «стража».

    Милонов Н. П. Топонимика как источник изучения истории края. // Учен. зап. РГПИ. - Рязань, 1953. -№ 11. - С. 25

    От финского «катома» - затопляемая земля.

    Почиталин И. Край наш Сасовский. // Призыв. (Сасово). - 1987. - 13 июня

    В мордовском языке есть слова: «кадайка» - женщина, брошенная мужем, женихом; «кадовомс», «кадовомсь» - остаться; отстать; заблудиться; «кадомс» - оставить; забросить, покинуть; «кодамо» - плетение, вязание, тканье (материи); «кудава» - сваха; домовая (мифологич.); «кудазор», «кудо азор» - хозяин дома; «кудазорава» - хозяйка; «кудо» - дом.

    Эрзянь-рузонь валкс, Русско-эрзянский словарь. - Саранск, 1993. - С. 12, 49, 50, 64, 70

    Кад - «топь», «зыбун», «трясина», «верхний слой трясины» (коми); удмуртский диалект куд - «болото»; возможно мансийское kel, хантыйское kal - «болото»; венгерское halap - «мокрый луг». Када (даргин.) - «ущелье», «долина», «овраг» (вспомним легенду: Васса жила в горной расселине. - Бабурин А.). Кадын (тюрк.) - «женщина», «жена», «госпожа»; монгольское хатан - «княгиня», «повелительница», «ханша», «госпожа»; эвенкское катун - «сказочная героиня», «жена богатыря», «дама» (в картах) (опять обратимся к легенде, где речь идет о женшине, сказочной героине, обладавшей даром предсказания. - Бабурин А.).

    Едома - плоское всхолмление, размытая терраса, гряда, невысокая гора, поднимающаяся на несколько десятков метров высоты над окружающей равниной (Якутия, бас. Индигирки). Обычно так называют вторые, возвышенные над поймой террасы рек. На Камчатке - невысокая гряда или холм высотой до 200 м., сложенные на поверхности четвертичными отложениями. В Архангельской обл. - лес близ селения, лесная глушь без оленьих пастбищ, отдаленное пустынное место, высокий берег реки, яр над рекой, приподнятое место над низиной, сухое, хорошее место (еще раз обратимся к легенде: «пошла она от берега по дремучему лесу и от бессилия едва поднялась на высокий холм, как раз на тот, где теперь кадомская кладбищенская церковь» - Бабурин А.). Слово отмечено в новгородских грамотах и у И. И. Срезневского (1893,1) в форме едома - «болото», «трясина». Так же у М. Фасмера (1964,1), который добавляет: «неясное слово».

    Мурзаев Э. Словарь народн. геогр. терминов. - М., 1984. - С. 197, 239, 240

    Поселок расположен на р. Мокше у оз. Кадомец. В Никоновской летописи под 1209 г. сообщается, что «убиен бысть в Кадоме тысяцкий рязанский Матфей Андреевич». Это известие не всеми исследователями признается достоверным. Видимо, не ранее XV в. наименование Кадом быпо перенесено на новое место переселенцами из первоначального Кадома (ныне с. Старый Кадом). Поэтому оз. Кадомец получило свое название по населенному пункту, а не наоборот. Наивны версии происхождения топонима из арабского слова «ходи» (стража), мифологического греческого имени «Кадм» или сочетания «как дом». Случайный характер имеет также его созвучие с русским диалектизмом «кадомить» - ходить без дела, шататься. Обычно топоним объясняют на финно-угорском языковом материале, сближая Кадом с финским katomaa в значении «потерянная земля», поскольку р. Мокша при разливе заливает окрестные земли. Г. П. Смолицкая предполагает, что в основе данного топонима лежит финно-угорский апеллятив «кад» (топь, зыбун, трясина), представленный в языке коми. Однако не исключена его связь со словом «кадим», имеющимв тюркских языках значение «древний, старый». Это согласуется с мнением Л. Т. Махмутовой, полагающей, что не позднее XI в. в бассейне р. Цны и Мокши осели представители древнекыпчанских племен. Название д. Кадомка в Горьковской обл. имеет вторичный характер. Оно возникло в связи с переводом сюда в XVII в. служилых татар из рязанского Кадома.
    Бабурин А. В., Никольский А. А Кадом. // Топонимич. словарь Ряз. обл. - Рязань, 2001. - Вып. I. - С. 95, 96
    Бабурин А. В., Никольский А. А Кадом. // Топонимич. словарь Ряз. обл. -2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
    Бабурин А.В., Никольский А. А. Кадом. //РЭ. - Рязань, 2002. -Т.3.-С. 254-255
    Никольский А. А. Кадом. //РЭ. - Рязань, 1999. -Т. 1. - С. 455
    Тепловодская Е. С. Кадом. //РЭ: Справ. мат-л. - Рязань, 1994. -Т.15.-С. 77
    Смолицкая Г. Топонимич. словарь. // Рус. речь. - 1996. - № 1. - С. 77, 78
    Смолицкая Г. Топонимич. словарь. - М., 2002. - С. 139
    Барсов Н. Географический словарь Русской земли (ІХ-ХІѴ ст.). – Вильно, 1865. - С. 86
    Березнеговский С. Замечания о названии г. Кадома. // Известия ТУАК.-Тамбов, 1913. - Вып. 55. - С. 86-89
    Феоктистов В. Историческое описание Тамбовской губернии. // Известия ТУАК. - Тамбов, 1913. - Вып. 55. - С. 12 (примечание)
    Кузьмин А. Г. Рязанское летописание. - М., 1966. - С 166
    Трубе Л.Л. Перенесенные топонимы Горьковской области // Ономастика Поволжья - 2: Материалы II Поволж. конф. по ономастике. - Горький, 1971. - С. 187
    Махмутова Л. Т. Опыт исследования тюркских диалектов: Мишарский диалект татарского языка. - М., 1978. - С. 271

    Интересно, что этот населенный пункт вошел в историю еще с одной стороны. В «Словаре русских фамилий» В. А. Никонова указана фамилия Кадомцев, и далее: «Отчество от именования отца по месту жительства или службы, кадомцев - «сын кадомца».

    Никонов В. А. Словарь русских фамилий. - М., 1993. - С. 48

    В «Словаре фамилий» Т. Ф. Вединой также упоминается фамилия Кадомцев, но о ней сказано следующее: «Кадомцев, Кадочников, Кадыпи, Кадкин и т. д. - «родственные» фамилии, происходящие от слов када, кадка, кадушка. Следует, однако, заметить, что некоторые носители этих фамилий могли получить их от названий городов, откуда родом».

    Ведина Т. Ф. Словарь фамилий. - М., 1999. - С. 153

    На территории страны в разных регионах есть ряд населенных пунктов с похожими названиями: в Саратовской области - Кадомка; в Костромской - Кадый; в Ульяновской Кадышевка и Кадышево; в республике Татарстан - Кадышево (причем в данном случае селение находится на окраине г. Казани). На Украине есть так же похожее название- Кадыма. Кроме того, есть еще ряд похожих названий: Кудиново – в Калужской области; Кудино - в Кировской; Кудьма - в Нижегородской. Причем последние два населенных пункта расположены на окраинах областных городов. В республике Марий Эл - Средний Кадам. На Украине есть река Кодыма.

    Атлас автомобильных дорог России. -М, 1998 -С. 32, 36, 5257,71, 76, 78,165,166

    Населенный пункт Кадомка Нижегородской области возник в XVII веке, в связи с перевозом сюда служилых татар из рязанского Кадома.

    Филатов И. Мещёрские казаки на страже русских рубежей.//Эфир. (Рязань). -20О4.- 20 апреля

    Населенный пункт с названием Кадома (ударение на «о») есть в Зимбабве. ( :woohoo: )

    Словарь географических названий зарубежных стран. - М., 1986. - С. 142.

    Микротопонимы, расположенные в окрестности п. г. т. Кадом, смотри в статьях: место Аниково Городище, место Болванише, холм Гора, холм Кадомская Гора, холм Кокуй, холм Преображенский, место Соборная Горка.

    Гидронимы, расположенные в окрестности п. г. т. Кадом, смотри в статьях; оз. Кандаль, оз. Писца, родник Паника у п. г. т. Кадома.

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 1 мес. назад #1198 от Purgine
    Purgine ответил в теме Битва за Кадом
    Волей неволей вспоминаются эпические сказания о Кудае или Кудадее, о Кудадеевском поле, о кудадеевском роде и правителе Тюште. В эпосе Тюштя объезжает родную землю, и посещает ряд населённых пунктов: Прундаз, Пурьгаз, Эрьмуш, Кадма и т.д. Примечательно, что эти населённые пункты сохранились до сих пор..в Рязанской области: д. Прундас, д. Пургасово, г. Ермишь, г. Кадом. Это территории поздней КРОМ. О влиятельности этих земель на соседние говорит и находка в Шокшинском могильнике меча королингского типа - "Ulfberht", т.е там находились и знатные воины.
    В связи с этим вполне возможно, что у Тюшти мог быть реальный прототип, правивший в периоде между VIII и ХI веками в р-онах Ермиши, Теньгушева, Кадома и имевший влияние на отдалённые территории в том числе на устье Оки, на устье Суры и именно к этому периоду относится захоронение представителей КРОМ на территории Волжской Булгарии в Танкеевском некрополе...
    Таким образом гипотеза, заключающаяся в том, что этноним "эрзя" перешёл на Нижегородчину с Рязанских земель вместе с эпическим "кудадеевским" или "тюштянским родом"(стоящим особняком в эпосе), который можно гипотетически соотнести с потомками КРОМ, вполне может оказаться правдой.

    arto-mas.livejournal.com/7239.html

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1223 от Паряй
    Паряй ответил в теме Битва за Кадом
    У мордвы средневековой очень много от кром даже больше чем у большинства мещеряков...и это не тлько наличие длинно клинкового оружия, куда важнее иерархичность поясов она свидетельствует о преемственности воинской организации...

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1225 от Purgine
    Purgine ответил в теме Битва за Кадом

    У мордвы средневековой очень много от кром даже больше чем у большинства мещеряков...и это не тлько наличие длинно клинкового оружия, куда важнее иерархичность поясов она свидетельствует о преемственности воинской организации...


    Не пойму, если мордвы не существует, то как у нее что-то может быть от КРОМ?

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1228 от Паряй
    Паряй ответил в теме Битва за Кадом
    а куда делась мордва :angry:

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1231 от Purgine
    Purgine ответил в теме Битва за Кадом

    а куда делась мордва :angry:


    Попала к Толкиену в виде Мордора.

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1233 от Паряй
    Паряй ответил в теме Битва за Кадом
    Боюсь что на волне диссонанса самоназваний и соседских дразнилок... далеко не уедешь... давно это было, да и слишком много этносов и супер этносов государств союзов, Вы же сами писали что есть немцы а есть боварцы, прусы но они все немцы....

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1236 от Purgine
    Purgine ответил в теме Битва за Кадом

    Боюсь что на волне диссонанса самоназваний и соседских дразнилок... далеко не уедешь... давно это было, да и слишком много этносов и супер этносов государств союзов, Вы же сами писали что есть немцы а есть боварцы, прусы но они все немцы....


    Хорошо, если вы употребляете термин "мордва", который только запутывает и становиться непонятно о мокшанах или о эрзянах вы речь ведете, то я могу использовать термин укрусы для русских и украинцев по совокупности, ну или другие путанные словесы, раз у нас цель маскировка.

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1238 от Паряй
    Паряй ответил в теме Битва за Кадом
    Не буду углубляться в диалектический спор. Понятно что вы пытаетесь усилить атрактивность идентичности...
    Но впервые Морденс сказал иордан... и это очень похоже на мордву ;)

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1241 от Purgine
    Purgine ответил в теме Битва за Кадом

    Не буду углубляться в диалектический спор. Понятно что вы пытаетесь усилить атрактивность идентичности...
    Но впервые Морденс сказал иордан... и это очень похоже на мордву ;)


    И не надо углубляться, это слово ведет только к запутыванию.

    Морденс у Иордана, это и есть мордва, кто спорит, только он говорит о территории Мещеры. А мокша и эрзя никогда там не жили. ))

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1244 от Паряй
    Паряй ответил в теме Битва за Кадом
    локализация чего либо вообще штука неблагодарная...

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1246 от Purgine
    Purgine ответил в теме Битва за Кадом

    локализация чего либо вообще штука неблагодарная...


    Вполне себе. Т.к. мокша и эрзя это результат миграции КРОМ в Посурье и Потешье соответственно. До этих миграций мокшан и эрзян просто не было, поэтому говорить о мордве как о мокше и эрзе, это просто быть сильно не в теме.

    Да и потом в тексте говорится, что Германарих "покорил мордву в Мещере", а как известно "морд" это ираноязычный термин, т.е. его присвоили местному покоренному населению сарматы/саргаты. Т.е. данный экзоэтноним совершенно четко привязывается к той самой озерной мещере. К тому же у эрзян их самоназвание, тоже ираноязычное, переводится, как "эрзя=арджан=воин=хозяин", т.е. они прекрасно кто они и чьи потомки.

    Т.е. с локализацией все в порядке.

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1248 от Паряй
    Паряй ответил в теме Битва за Кадом
    Я и не в теме...не разу не видел не одной статьи о подобной миграции. Впрочем это не значит что её не было:)
    На счет фонетического ряда эрзя-арджан как то сомнительно... звучит непохоже... да и вообще похожесть штука не надежная... эдак Баба Яга это учитель йоги...

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1251 от Purgine
    Purgine ответил в теме Битва за Кадом

    Я и не в теме...не разу не видел не одной статьи о подобной миграции. Впрочем это не значит что её не было:)


    Гришаков и Белорыбкин, у них об этом.

    На счет фонетического ряда эрзя-арджан как то сомнительно... звучит непохоже... да и вообще похожесть штука не надежная... эдак Баба Яга это учитель йоги...


    Это единственная этимология, которую поддерживают все современные лингвисты, о похожести речи не идет, она как раз есть в попытке притянуть за уши "мещера" к "мишари/можары".

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1266 от Паряй
    Паряй ответил в теме Битва за Кадом
    Забыл где мы с Вами говорили о коллективном рабстве... Пардон перепутал Шитова с Вихляевым, как Эрзю с Мокшей....
    Источник П.А. СТОЛЫПИН:
    СТАНОВЛЕНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ
    РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
    Материалы IМеждународной
    (II Всероссийской)
    научно-практической конференции,
    посвященной 150-летию
    со дня рождения П. А. Столыпина

    стр...125.

    Вы мне киньте в личку адрес электронный, я Вам пдф сброшу...

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1268 от Purgine
    Purgine ответил в теме Битва за Кадом
    erzya_purgine(гав-гав)mail.ru

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1279 от NP
    NP ответил в теме Битва за Кадом
    А можно, пожалуйста, и мне pdf? numulunjpilgae(at)torama.ru

  • Premium Member
  • Premium Member

  • Сообщений: 126
  • Спасибо получено: 2

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1280 от Паряй
    Паряй ответил в теме Битва за Кадом
    отправил... вроде

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Время создания страницы: 0.092 секунд
    Joomla templates by a4joomla