1.png2.png

Рязано-окцы, после Рязано-Окцев.

4 года 9 мес. назад #1823 от Паряй
...и..э... зарисовка к новой главе книги...
Рязано-окцы после Рязано-окцев.
Хронология «Темных веков».
Предварительные итоги последних исследований позволяет выделить несколько этапов этого периода продолжительностью свыше 400 лет. Что позволит нам подложить следующею хронологию событий, на территории нашего района в финно-угорском мира рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры.
1.В середине 7-го века, большинство Рязано-окских городищ и поселений Рязанщины гибнут в огне пожарищ. Их захватчиками являлись, вероятно, тюркские номады, оставившие после себя древности типа найденных в погребении у с.Арцебашево. Вооружены они были прямыми однолезвийными мечами с Р-видными скобами, узкими пиками, и разнообразными топорами, их отличительной чертой являлись профессиональные трёхпёрые стрелы которыми они стреляли из костяных наборных луков. Не исключено что основной воинский контингент Рязано-окцев на момент их прихода отсутствовал, ведя сражения, где то на юге, поэтому на стенах в основном погибли женщины и дети. Вероятно большинство городищ не было захвачено. Вероятно пришедшие враги сожгли их вместе с защитниками, или же гордые Рязано-окцы сами сожгли себя в своих крепостях, предпочитая гибель в огне позору плену.
2. С середины 7-го века и до века 9-го большинство Рязано-окских могильников прекращают своё существование, однако ряд могильников в левобережной мещере, и такие могильники как ..., Курманский, и тд. в правобережной продолжают своё существование. Однако в погребальном обряде происходят разительные изменения и доминирующим становиться обряд трупосожжения. То есть умершего сжигали, перед тем как поместить его прах в могилу. Что стало причиной этого непонятно так как различия в инвентаре погребений первого и второго типа в начале очень незначительно. Вероятно происходят серьёзные изменение в религиозной культуре Рязано-окцев, возможно связанное с недавней гибели городищ в огне. Возможно, этим преследовалась попытка воссоединения со сгоревшими близкими, или некая трансформация мифологии загробной жизни. Немаловажно отметить два факта, первый заключается в том что мужских погребений конца-7-го века значительно больше чем женских, вместе с тем примечательно что в это же время Рязано-окская культурная группировка в районе Шокши и региона распространения эрзи получает дополнительную пассионарную подпитку. Не исключено что часть населения ушло на Цну и Мокшу, а среди тех кто остался мужчин было больше чем женщин так как последние погибли во время разорения края, когда воины как мы уже выше писали, были в дальнем походе.
В восьмом-девятом веке оружиям войнам все также служат мечи, копья и дротики, а также топоры кельты, появляется и новый тип вооружения, боевые вилы или рогатина, с раздвоенным острием. Поясная гарнитура как правилу все ещё соответствует евразийской моде, усы на сюльгамах увеличиваться, а игла приобретают «крылатое» расширение у основания. В состав головных уборов вождеской верхушке, как и прежде входят изображения зверей, правда теперь это изображения коня. Инвентарь женских погребений также меняться, краснопастовые бусы исчезают, сохраняется лишь мелкий бисер, на смену которому стремительно приходит бисер синего и жёлтого цвета. Удивительные изменения касаться излюбленного женского украшения бляхи с дверцей, её крышечки становиться исключительно круглой формы, вместо шестигранной. Число прорезей на бляхе снижается, а со временем прорези вовсе исчезают с нагрудной бляхи. Это несомненно связано с серьёзнейшей трансформацией сакральных верований, однако отнюдь не переменой их основных ориентиров, так как бляхи с круглой крышечкой существовали и ранее.
На смену височным подвескам приходят крупные височные кольца. Перстни почти полностью исчезают, интересно что для этого времени нередки браслеты изготовленные из железа. Шейные гривны развиваться из серповидных, к которым делаться конические подвески, появляться ажурные литые гривны типа пекторалей.
Для этого времени отмечены мужские погребения с добавленными к нему женскими захоронениями, на манер традиции описанной арабскими путешественниками, у Русов.
3. этап это период с 9го по конец 10го века. Время серьёзных перемен в культуре и жизни на Средней оке на ряде Рязано-окских городищ жизнь вновь восстанавливается, однако происходит вероятно приток некого этнического компонента который ранее на Рязанщине не был известен, формируется непосредственно мещера. Вероятно, основной её ореол сужается, на левобережье Оки, на правом берегу вероятно до рубежа 10-го и 11 века граница её распространения была с начало Проня, а затем Пара. Это время прохождения по Оке великого серебряного пути арабских дирхемов проходящих транзитом с востока на запад.
Вещи мужского мира этого периода, включают в себя различные проушные топоры, хотя кельты, вероятно, не совсем исчезают из употребления, роль копья, вероятно, снижается, однако появляться кочевнические сабли и мечи близкие европейским типам. Массовым становиться использование стремени. Женский костюм сильно трансформируется по сравнению с предыдущим этапом, массовыми становиться украшения с утиными лапками, появляется множество литых ажурных украшений с шумящими привесками, височные кольца, нагрудные бляхи подвески к ожерельям и перстни. Появляться украшения и подвески сделанные на манер древнерусских, по технологии литья в форму изготовленную из навощенного жгутика. Религиозные верования этого населения нам не редки скандинавские, и византийские кресты, а также их местные подражания, массовыми становиться крестовидные подвески местных типов. Последние свидетельствуют не только о восприятии художественной традиции но и вероятно христианства. Вместе с дирхемами появляется перстни и бытовые предметы с арабскими надписями, в том числе и религиозного содержания. Последнее, в контексте связи региона с Волжской Булгарией не исключает проникновения и ислама.
4. В конце 10-го века памятники восточнее Прони и Пары на правобережье Оки вновь подвергаться разорению. Второй раз гибнет .... городище, городище земляной Струг и тд., вероятно гибнет мещерское городище на месте Старой Рязани. Почти наверняка эта волна разорения связана с походами Святослава по Оке или же с походами, его сына Владимира и воеводы Добрыни. Слой пожарища этого времени характеризуется, сплавленными дирхемами 960-х годов. Вероятно это было начало колонизации Оки русскими князьями, приведшее к созданию первых русских городов в нашей местности, таких как Старая Рязань, Воин и Неринск.
5. Следящий этап существования мещеры относиться к истории Городца Мещёрского и его окрестностей, вероятно в ойкумене между нашим селом Ерахтур - Гусем Хрустальным-Елатьмой. Условно это 11-12 век. Однако точно определить его крайне сложно из за специфики безмонетного периода нашей истории. После прекращения поступления дирхемов на Рязанщину какое-то время их заменой служили их дериваты и денарии Отона Третьего, а так же немногочисленные византийские монеты. Не исключено что часть монетных привесок в подражание русских, византийских и арабских монет служили первое время не только украшениями, но и денежными суррогатами, имеющими цель заполнить денежный вакуум после прекращения поступлений дирхемов.
Немаловажно что по мнению исследователи арабской нумизматики считают, что прекращение потока серебра имело внутренние политически причины в странах штампующих дирхемы. Поэтому несклочно что смена политической картины Окского бассейна произошла после оттока отсюда высоко милитаризованной «стражи серебренного пути» что и позволило Русским князьям взять его под контроль.
Облик мещеры в окрестностях Городца мещерского вытекает из традиций, заложенных в 10ом века, со следами активного Русского влияния. Широко входят в оборот кривичиские височные кольца с завязанными концами, завязанные гривны, Развитие получают серповидные наушни с конусовидными подвесками, превращаясь в группу самостоятельных украшений. Широко входят в обиход литые ажурные и шумящие: лунницы, кресты, перстни и браслеты, сделанные по образцу древнерусских но изготовленных по традиционным мещерским технологиям литья в форму сделанную по восковому жгуту.
6. Этап относиться, вероятно, к золотоордынскому времени 13-14 веков. И вероятно этнически связан уж с историей татар-мишарей. Оставивших после себя немногочисленные городища с боковым въездом. А так-же святилищами в виде мировой горы со стоящей на ней мировым деревам, к ветвям которого крепились подношения в вид перстней и частей браслетов. К подобным городищам относиться ..., вероятно Темгеньевское городище, а также комплекс городищ у села .... Этот период характеризуется смешением Русских, Мордовских и золотоордынских предметов. Оружием служат пики и пальмы, тяжёлые сабли длинною более метра. Женские украшения подставлены пластинчатыми браслетами, рогатыми перстнями, и перстнями со свастиками и жёлтой эмалью, мордовскими широколопастными сюльгамами. Примечательно что к этому периоду относиться пока еще слабо изученное культурное явление, выразившееся в попытке проникновения мордвы или же некого мишарского населения в Рязанское ополье. Где с одной стороны появляться мордовские вещи, прежде всего сюльгамы и керамика, а с другой стороны складывается устойчивая традиция рассказов о мордве. Скажем о контактов Борокских жителей с мордовками которые ходили к ним прясть, о мордвине Тимохе основателе с.Тимошкино… и тд и тп… Рассказов этих столь много в этнографической практике что их исследование дело отдельной книги…

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 1 нед. назад #1825 от mushk
    Эрзя. Мокша. Армянский
    Прда'мс. Пртакел
    Цяпамс. Цапамс. Цапаарел
    Цяпамат. Цапамат. Цапамат, цапаарутюн
    Пякстамс. Пекстамс. Пакел, дзерпакалел
    Вайкснемс. Вайкснемс. Вахацнел, вах
    Ласькома. Вакска. Вазк
    Ласькондема. Вазвзоц
    Ур. Ур. Скюр
    Верев. Вяри. Верев, вери
    Верце. Вярце. Вереви, веревиц
    Пакстаз. Пякстаз. Пакстоц, паки так
    Бизамс. Бизбизвац
    Неемс. Няемс. Наем,нашёл
    Неявикс. Няеви. Наевох
    Мувор. Мувор. Мехавор
    Кранч кранч. Акрав, кранчох акрав
    Тонгомс. Тонгомс. Тнгел, хоцел
    Душман. Душман,тшнами
    Ардома. Ардома. Эрдал, эрд, ерд
    Тапамс. Тапамс. Тпац, тпел, пшрел
    Катка псака. Ката. Кату, писик, пиво
    Коцькерьган. Коцькарга. Хорчэрга, хорч ергат

  • New Member
  • New Member

  • Сообщений: 2
  • Спасибо получено:

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 1 нед. назад #1826 от mushk
    Эрзя. Мокша. Армянский
    Мордва. Мардик (люди)
    Морд. Мард(человек)
    Арзамас,МАС. МАС (место,местность,

  • New Member
  • New Member

  • Сообщений: 2
  • Спасибо получено:

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Время создания страницы: 0.047 секунд
    Joomla templates by a4joomla