1.png2.png

Пьяноборская культура

8 года 7 мес. назад - 8 года 7 мес. назад #754 от Purgine
Purgine создал тему: Пьяноборская культура
Пьянобо́рская культу́ра (о́бщность) — культурно-историческая общность, существовавшая во II веке до н. э. — II/IV веке н. э. в Нижнем Прикамье и по реке Вятке. Пьяноборская культурно-историческая общность сформировалась на основе распавшейся ананьинской культурно-исторической общности.

Пьяноборская культура названа по двум могильникам у села Пьяный Бор (ныне Красный Бор на реке Каме в Татарстане), открытым Пасынковым в 1880 году.

Пьяноборские памятники II века до н. э. — II века н. э. плотно сосредоточены по правобережью Камы, против устья реки Белой, на протяжении 90 км и на прилегающей территории Башкирии по реке Белой и её притокам тоже примерно на 90 км. Согласно последним данным их количество доходит до 175.

Городища двух типов: маленькие крепости-укрытия по окраинам культуры и большие в центральном районе.

Население вело комплексное хозяйство, сочетающее скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство и бортничество. Возрастает роль железа. Широко распространена бронза.

В облике пьяноборцев, в отличие от монголоидных ананьинцев, преобладает европеоидный компонент.


Пьяноборская культура - археологическая культура раннего железного века, распространённая в районе р. Камы. Названа по могильнику у с. Пьяный Бор (ныне Красный Бор Елабужского района Татарской АССР). Относительно П. к. в науке существуют разные мнения. Одни распространяют её на весь бассейн р. Камы в эпоху 2 в. до н. э. —5 в. н. э., другие — только на Нижнее Прикамье 2 в. до н. э. — 3 в. н. э. или только на устье р. Белой со 2 в. до н. э. Племена П. к. принадлежали к числу финно-угорских. Занимались охотой, скотоводством, мотыжным земледелием. Селения патриархальных общин располагались на возвышенных местах. Мужчин хоронили с оружием и орудиями труда, женщин — с украшениями. Характерные вещи: поясные эполето-образные застёжки, железные мечи и шлемы, женские украшения — богатые уборы для кос с пронизками и привесками в виде стилизованных фигурок лошадок. Среди находок — римские и среднеазиатские предметы.
Лит.: Смирнов А. П., Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, М., 1952 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 28); Генинг В. Ф., Узловые проблемы изучения пьяноборской культуры, «Вопросы археологии Урала», 1962, в. 4.
А. П. Смирнов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.


ПЬЯНОБОРСКАЯ КУЛЬТУРА (ОБЩНОСТЬ)
археол. культура (культ. -ист. общность). Назв. происходит от могильников у с. Пьяный Бор респ. Татарстан. Термин П.К. был введен в 1901 А.А.Спицыным, датировавшим эти древности V-VII вв. н. э. Ист. место этого образования в системе культур Прикамья было определено А.В.Шмидтом в 1930-х, к-рый к П.К. относил пам. III в. до н.э. - III в. н.э. Ср. Прикамья и отделял их от синхронных пам. гляденовского типа Перм. Прикамья. В 1980-х В.Ф.Генинг собственно П.К. в устье Белой переименовал в чегандинскую и ввел термин пьяноборская культ.-ист. общность (III в. до н.э. -II в. н.э.), в к-рую объединил чегандинскую, кара-абызскую, осинскую, гляденовскую и гафурийско-убаларскую культуры. Р.Д.Голдина рассматривает П.О. как юж. провинцию финно-перм. общности (III в. до н.э. - V в. н.э.), в к-рой выделяет три локальных варианта: кара-абызский (ср. течение р. Белой), чегандинский (низовья р. Белой, прилегающее Прикамье) и худяковский (нижняя и ср. Вятка). Сев. провинция финно-перм. массива представлена, по ее мнению, пам. гляденовской культуры в двух вариантах: сев. (Ср. и Верхняя Вычегда, верховья Печоры) и юж. (осинское и перм. Прикамье).

Изученность П.О. неодинакова. Наиб. иссл. чегандинская и кара-абызская культуры, наименее - худяковская.

Виды пам.: городища, селища, могильники, клады. Часто используются городища предшествовавшего ананьинского времени (ананьинская культура), иногда укрепленные дополнительным валом и рвом. Жилища изучены лишь на чегандинских пам. - остатки слегка углубленных прямоугольных бревенчатых построек пл. 40-60 кв. м с 1-2 очагами, имеющими глиняную осн. и обставленными камнями. Могильники бескурганные, содержат большое число захоронений. Особенно велики могильники кара-абызской культуры (на Охлебининском могильнике по предварительным подсчетам располагалось около 10 тыс. погребенных). Осн. способ погребения - трупоположение вытянуто на спине. В чегандинском и особенно худяковском вариантах изв. трупосожжения. В могилах многочисленны украшения: застежки с неподвижным крючком, в т.ч. эполетообразные, накладки, височные подвески, гривны, нагрудные бляхи и др., встречаются также предметы вооружения, орудия труда и глиняная посуда. Последняя имеет чашевидную форму, украшена пояском ямок по шейке, иногда шнуром.

П.О. следует рассматривать как общность древнеудм. племен, обособившуюся от древнекоми общности - гляденовской культуры.
Лит.: Спицын А.А. Древности Камы по раскопкам А.А.Спицына в 1898 г. // Материалы ГАИМК, 1933. Вып. 2; Генинг В.Ф. Этническая история Западного Приуралья на рубеже нашей эры (пьяноборская эпоха III в. до н.э. - II в. н.э.). М., 1988; Агеев Б.Б. Проблемы общественного строя населения пьяноборской культуры // Вопросы древней и средневековой истории Южного Урала. Уфа, 1987; Голдина Р.Д. Проблемы этнической истории пермских народов в эпоху железа // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.
Автор: Голдина Р.Д.

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Последнее редактирование: 8 года 7 мес. назад пользователем Purgine.

    Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 7 мес. назад - 8 года 7 мес. назад #755 от Purgine

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Последнее редактирование: 8 года 7 мес. назад пользователем Purgine.

    Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 7 мес. назад #756 от Purgine
    Purgine ответил в теме Re: Пьяноборская культура
    Вложенный файл:


    Женщина из Прикамья. Пьяноборская культура. Около III в. до н.э. Эти люди в расовом отношении тяготели к сублапаноидам. Они имели несколько уплощенные лица, слабо выступающие курносые носы и раскосые глаза.

    Вложенный файл:

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 7 мес. назад #757 от Purgine
    Purgine ответил в теме Re: Пьяноборская культура

    Пьянобо́рская культу́ра (о́бщность) сформировалась на основе распавшейся ананьинской культурно-исторической общности.


    Вот и представитель ананьинской культуры.


  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1285 от Паряй
    Паряй ответил в теме Re: Пьяноборская культура
    Для понимания влияния пьянобрской культуры на Волго-Окское междурече... (да именно)...
    очень важен Ошкинский могильник, худяковской стадии пьяноборской культуры.... как ? пока не знаю но связь именно с ним среди прочей пьяноборской общности... очень велика...

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1290 от Purgine
    Purgine ответил в теме Re: Пьяноборская культура

    Для понимания влияния пьянобрской культуры на Волго-Окское междурече... (да именно)...
    очень важен Ошкинский могильник, худяковской стадии пьяноборской культуры.... как ? пока не знаю но связь именно с ним среди прочей пьяноборской общности... очень велика...


    Сегодня прочитал статью, которую Вы скинули, где также педалируется эта версия)) Но что-то меня тут смущает, попробую еще раз прочитать повнимательнее и выскажу свои мысли.

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1294 от Паряй
    Паряй ответил в теме Re: Пьяноборская культура
    Я взял книжку Ошкинский могильник, от сканировал, надо её запдфить... бестолковая но картинки инвентаря есть... что важно. В общем то очень много черт "кошибеевской культуры" видно.... только вот не о чем это не говорит.
    Вкрнее или они к нам или мы к ним, или кто-то и к ним и к нам... что самое вероятное. Очень важна находка там эмалевой фибулы с крестом... что бы всякие там не писали... но это готские эмали....

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1297 от Purgine
    Purgine ответил в теме Re: Пьяноборская культура

    Я взял книжку Ошкинский могильник, от сканировал, надо её запдфить... бестолковая но картинки инвентаря есть... что важно. В общем то очень много черт "кошибеевской культуры" видно.... только вот не о чем это не говорит.
    Вкрнее или они к нам или мы к ним, или кто-то и к ним и к нам... что самое вероятное. Очень важна находка там эмалевой фибулы с крестом... что бы всякие там не писали... но это готские эмали....

    Так вот мне и кажется, что и сарматы к нам первыми пришли, а потом еще и в Прикамье прискакали. А готы уже протоптанными дорогами шли.

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1299 от Паряй
    Паряй ответил в теме Re: Пьяноборская культура
    С сарматами все просто... это Андреевский курган... к слову надо собирать о нем публикации... и Писеральский круг древностей вообще... (в меньшей степени) Но вобщем то сказать сарматы это всеровно что немцы... финно-угры.... множество этносов... по сути...

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1301 от Purgine
    Purgine ответил в теме Re: Пьяноборская культура

    С сарматами все просто... это Андреевский курган... к слову надо собирать о нем публикации... и Писеральский круг древностей вообще... (в меньшей степени) Но вобщем то сказать сарматы это всеровно что немцы... финно-угры.... множество этносов... по сути...


    Ну это понятно, но для меня много очевидней сарматы из Приуралья, чем кто-то там из Прикамья.

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1302 от Паряй
    Паряй ответил в теме Re: Пьяноборская культура
    да в общем то Тиссагеты, куда куда ближе к скифо-сарматскому миру. и на памятниках городецких скифские вещи не редкость, со старой рязани помниться даже зверюка какая то была... А знаменитый Старо-рязанский идол по сути кобанский....

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1303 от Purgine
    Purgine ответил в теме Re: Пьяноборская культура
    Вообще трогать Геродота дело опасное, сложно сделать привязку к какой-либо арх.культуре

    ТИССАГЕТЫ
    фиссагеты (греч. Tyssagetai, лат. Thyssagetae), - древние племена, упоминаемые антич. авторами. По свидетельству Геродота и др., Т.- это "многолюдное и особое" племя, жившее к В. и С.-В. от будинов и савроматов на расстоянии 7 дней пути от будинов. Т. жили в лесистой местности, добывали средства к жизни охотой (как и их вост. соседи иирки); питаясь преим. мясом, кости животных приносили в жертву богам. Обычно Т. помещают в лесной полосе Заволжья и зап. р-нах Урала (по Каме, Вятке, Белой, Чусовой), т. е. в области распространения ананьинской культуры, носителями к-рой они, возможно, и являлись. Однако такая локализация Т. не бесспорна. Нек-рые исследователи склонны размещать их к З. от Волги и связывать с племенами городецкой культуры Волго-Окского междуречья. Т. принадлежали, возможно, к древним финно-угорским племенам севера Вост. Европы.


  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1307 от Паряй
    Паряй ответил в теме Re: Пьяноборская культура
    порядка трех авторов отождествляют тиссагетов и городецкую культуру


    Свое название городецкая культура получила по одному из памятников, найденному у села Городец, недалеко от современного города Спасска Рязанской области. Вот уже многие годы ученые занимаются поиском имени народа, оставившего после себя городецкую культуру.
    Находки античных монет и изделий позволяют говорить о существовании устойчивых контактов с античным миром, а значит, можно попытаться найти у древнегреческих и древнеримских авторов упоминание местных племен.
    Прежде всего, конечно, следует обратиться к «Отцу истории», Геродоту. жившему в V веке до н.э. Геродот достаточно подробно описал племена, жившие на территории современной России. При описании народов, обитающих за Танаисом (Доном), Геродот называет три больших народа: савроматов, будинов и тиссагетов (фессагетов).
    Давно уже установлено, что в геродотовом описании народов, живущих «за Танаисом», есть и описание пути из Причерноморья к приуральским аргиппеям и исседонам. В наши дни мы знаем о наличии трех археологических культур скифского времени в Подонье: савроматской, среднедонской и городецкой. Важно, что их последовательность точно соответствует трем большим этносам, упомянутым Геродотом: савроматам в степях за Танаисом, будинам в его среднем (лесостепном) течении и, наконец, тиссагетам в ареале распространения городецкой культуры. Во многом соответствие наблюдается в культурно-хозяйственной характеристике геродотовых тиссагетов («живут они охотой») и населением городецкой культуры, у которого были широко распространены охота и рыболовство.

  • Elite Member
  • Elite Member

  • Сообщений: 223
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 2 нед. назад #1310 от Purgine
    Purgine ответил в теме Re: Пьяноборская культура
    Ну вот не согласен я, что все так просто, давайте к примеру возьмем Гийома де Рубрука, он то к нам по времени намного ближе, но даже он "лепит горбатого", аж волосы на загивке шевелятся. )) Вот тут я проанализировал его творчество.

    purgine.livejournal.com/83995.html

    Так что с Геродотом-то во стократ сложнее, такое мое ИМХО. ))

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Время создания страницы: 0.068 секунд
    Joomla templates by a4joomla