1.png2.png

Родовые знаки, тешксы и сёрматы

9 года 5 мес. назад #279 от Purgine

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    9 года 5 мес. назад #280 от Purgine
    По Майнову

    Вложенный файл:

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    9 года 4 мес. назад #335 от Purgine

    Пензенские отказные книги создавались по определенному шаблону. Сначала приводились ссылки на указ великого государя, на челобитную претендента на землю. Иногда в этой части упоминались более ранние указы великих государей и челобитные, относящиеся к данному земельному участку или к данному челобитчику. После этого следовал «отчет» подьячего, в котором он писал об исполнении поручения. Отказная книга завершалась подписями подьячего и всех сторонних людей. За неграмотных руку прикладывал священник, поручавшийся за своих прихожан, помещик – за своих крестьян, взятых в поездку в качестве сторонних людей, площадной подьячий – за служилых людей, реже руку прикладывали иные лица, участвовавшие в отводе земли. Мордва вместо подписи ставила свои знамена, знаки собственности (вероятно, их прорисовывал в книге сам подьячий). Изображение знамен представляет самостоятельный научный интерес.


    www.suslony.ru/Otkaznye1.htm

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    9 года 4 мес. назад - 9 года 4 мес. назад #340 от PaoL

    Рунный камень. Тереховское городище, (городецкая культура/культура рязано-окских могильников -?)


    Амулет с рунами. Кошибеевский могильник. Культура рязано-окских могильников


    Надписи на керамических сосудах. Рязанская область с. Алеканово. "Мещера"



    Руны на пряслицах. Культура рязано-окских могильников 6-5в( domongol.su/viewtopic.php?f=82&t=6033 )




    Абрамовский могильник. символ на подвеске 3

  • Junior Member
  • Junior Member

  • Сообщений: 38
  • Спасибо получено: 6

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Последнее редактирование: 9 года 4 мес. назад пользователем PaoL. Причина: исправление

    Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    9 года 4 мес. назад #341 от Purgine
    Выступление Светланы Гаушевой произвело настоящий фурор в международном финно-угорском сообществе. На международном симпозиуме финно-угроведов в городе Вильянди (Эстония) она обнародовала результаты своих научных изысканий. Ее 10-минутный доклад стал главной сенсацией представительного международного научного форума. Юный этнограф заявила, что располагает данными о том, что у древней мордвы была своя письменность.

    Толчком для неожиданного открытия стало давнее увлечение Светланы родовыми знаками мордвы, передававшимися из поколения в поколение. Что они обозначали, никто уже не помнит.

    Со временем интерес усилился. Вглядываясь в традиционные одежды своего народа, Светлана с удивлением обнаружила, что в ее деталях очень много иероглифической вышивки. Причем чем старее костюм, тем богаче вышивка. Примечательно, что такая вышивка носила прикладной характер. Благодаря ей, например, парень мог, не знакомясь, получить максимум информации о потенциальной невесте: откуда она родом, насколько богата семья, не состоят ли они в родстве.

    Немало помогла и научная литература. При работе над ней девушка наткнулась на иероглифическое письмо от родственников, адресованное солдату Никите Колесникову в Петербург. Родом он был из Саратовской губернии. Документ датируется серединой ХIХ века. Причем письмо незадолго до революции было расшифровано! На основе этих знаков Светлане удалось прочесть и другие сообщения древней мордвы друг другу.

    На сегодня собрано около шестисот иероглифических знаков. Как утверждает Светлана, работа только начинается и о какой-то системности среди них говорить пока рано: «Мной исследованы погосты центральной части районов Мордовии. Необходимы более подробные экспедиции на восток, северо-запад, в южном направлении нашей территории. И конечно, за пределы Мордовии — в Пензенскую, Саратовскую области, Оренбург, на Урал, Нижегородчину».

    К великому изумлению Гаушевой, мордовские ученые с большим скепсисом отнеслись к ее изысканиям:

    — Официальная наука до сих пор придерживается позиций, что до революции у мордвы, как и у других народов Поволжья, своей письменности не было. И переломить эти взгляды мне не удалось. Да и не слишком хотелось.

    Напротив, в Московском институте права, в котором я обучаюсь, выказали большую заинтересованность в моих работах. Помогают даже финансировать мои экспедиции. Большую помощь оказал грант института «Открытое общество» фонда Сороса, который я выиграла. Результатом этого и стал тот самый доклад.

    Мое выступление стало настоящей сенсацией. Я более часа не сходила с трибуны, отвечая на вопросы аудитории. А ее составляли самые представительные ученые — финно-угроведы России и Европы. Поразительно, но считалось, что в этой области все разработки уже сделаны. Мое сообщение стало полной неожиданностью...

    Из доклада Светланы Гаушевой

    — Я занимаюсь сбором и расшифровкой родовых мет. Их историческое название «тешкс». Раньше подобные знаки вырубались на бортях, на срубленных деревьях. Этнографические экспедиции 30-х годов ХХ века зафиксировали меты на полевых загонах, бревнах, стенах изб и ушах животных. Несомненно, что и ряд других бытовых вещей имел меты, свидетельствующие о принадлежности определенным владельцам. Много знамен можно найти из документов VII-VIII веков. Неграмотные, с точки зрения русских крестьяне, ставили в челобитных свои подписи с помощью именно таких родовых знаков. Меты делались сохой или плугом, топором. Некоторые из них передают форму предметов, другие близки по начертанию к буквенным символам. В основном в знаках встречаются прямая или кривая линий в различных сочетаниях и формах. Встречаются фигуры косого креста, неполной трапеции, неполного треугольника и зигзаг. Значительное место занимают меты в виде замкнутого кольца или петли, концы которой пересекаются. Есть меты в виде волнистой линии. Наносились они в определенной последовательности и читались в горизонтальном положении. В литературе встречаются редкие ссылки на то, что каждая из мет имела собственное название и обозначала отдельно взятое понятие или его часть. Документы доказывают, что у мордвы существовала практика общеупотребляемых знаковых форм, которая способствовала не только свидетельству права собственности, но и организации переписки между людьми. А недавно мы обнаружили, что эти знаки похожи на до сих пор нерасшифрованные иероглифы этрусков и финикийцев.

    Несмотря на всю скудость полученных пока данных, следует надеяться, что дальнейшее их изучение докажет наличие у них того или иного значения.

    www.pravda.ru/districts/volga/18-10-2001/861498-0/

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    9 года 4 мес. назад #342 от Purgine
    Знаки собственности мордвы, опубликованные в большом количестве Н. Н. Харузиным, представляют из себя также геометрические формы, но более слож­ные и разнообразные, чем карельские. Как можно догадываться, при налич­ности нескольких основных форм и здесь изменения шли тем же путем, усложнения более простой исходной формы. Н. Н. Xарузин приводит на­звания некоторых знаков, вроде «лапти, стремя, рубежи» (125), "дуга да 4 глаза, да 2 гужа" и т. п. (160—168), но при этом оговаривается, что нет основания утверждать, употреблялись ли эти названия мордвой, или даны русскими по сходству.

    Вложенный файл:


    2. Н. Н. Харузин. „Знамена" у мордвы в XVI и ХШ в.в. Изв. Общ. Л. Е. А. и Э., XCVII, 1900 г.

    www.kirjazh.spb.ru/biblio/kleima/kl.htm

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    9 года 4 мес. назад #343 от PaoL
    Очень интересно. Насколько знаю, сохранились и отрывочные фольклорные сведения о том как "переписывались" люди с разных населённых пунктов с помощью "деревянных палок" на которые наносились отправителем ряд "тешксов", которые в совокупности представляли собой некую общую информацию.( по всей видимости "сёрмат" т.е письмена) Далее такие "палки" отправлялись с путником в место назначения, а уже там получатель прочитав их, делал выводы.))(в одном из сюжетов о Тюштяне).

    Очевидно сведения о примерах сохранившейся пиктографической письменности могут говорить о значительной распространённости такого типа письменности ранее. Не исключено, что во времена раннегосударственного образования, в домонгольский период, подобный вид письменности мог использоваться в торговле, в информировании отдалённых родов(их лидеров или старейшин) о каких-либо событиях. Судя по фольклорным сведениям,большую роль играло такое сословие как "старейшины", аналоги кельтских друидов, именно они избирали инязора(князя), они организовывали всенародные моления, зная аспекты их проведения, они сообщали о посещении их Инешкипазом и т.д и т.п т.е рулили. Не исключено, что они-то в этой сфере(письменности) могли по-полной разойтись - возможно записывали и хранили определённые знания(историко-мифологические/религиозные/социальной сферы и т.д), возможно на дощечках или бересте, и возможно в отдельных, специальных помещениях(но..нам мало что известно о структуре относительно крупного эрзянского города, о назначении каждой постройки, скажем Саровского городища). Как говорится догадываться можно, но с научной точки зрения это всё тёмный лес. Может по причине "естественности" - т.е данных действительно нет, а может по причине "неестественности" - т.е наиболее опасные данные скрываются или ликвидированы в "тёмные века"(вспомним, что многие исторические сведения Мельникова-Печерского взяты из рукописных источников(и алабуга, и абрамов городок, и дятловы горы и т.д ит.п) - где сейчас они, оригиналы??) . Всё-таки миссионерская деятельность после 15 века имела значительное место. Духовенство тогда играло роль ананербэ и пропаганды вместе взятых. Все рукописи, все священные книги, все исторические сведения, всё через их руки.

    "При работе над ней девушка наткнулась на иероглифическое письмо от родственников, адресованное солдату Никите Колесникову в Петербург."
    Это:

    Они означали: 1 — мету Никиты, 2— привязанную лошадь, 3 — дом, 4 — три солнца, 5 — землю, 6 — женщину, 7 — воду, 8 — троих детей, 9 —отсутствие хлеба, 10 — деньги на лошадь, 11 — женщину семейства Косы —Цаплю, 12 — два катящихся кольца, 13 — колесо. Осмысление идеограммы давало следующее содержание письма: «Твой (Никитин) брат Федор (обладающий семейным знаком косы) приехал домой; по прошествии трех дней, умер; жена его плачет, а трое детей голодные сидят. Никита! (солдат) пришли денег. Племянница твоя Цапля обручилась с Петром Колесниковым».


    "Поразительно, но считалось, что в этой области все разработки уже сделаны. Мое сообщение стало полной неожиданностью..."

    Интересно, а кто-нибудь из мордовских учёных вообще занимались изучением данной темы? - сомневаюсь, это не та тема, что-бы ей заниматься, мало-ли что :dry: :unsure: . То-же касается и археологии - очень поверхностно всё, и оставляют все могильники на съедение черным копателям.
    Как-то смотрел программу по телевизору об истории Британии и удивлялся с какой скрупулёзностью они изучают всё, каждую мелочь, хранят артефакты, сохраняют памятники. Никаких там "1000-летий добровольного вхождения бриттов в англо-саксонское государство" не выдумывают))

  • Junior Member
  • Junior Member

  • Сообщений: 38
  • Спасибо получено: 6

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    9 года 1 мес. назад - 9 года 1 мес. назад #427 от Purgine
    Нашел таки я работу - Н.Н. Харузин. „Знамена" у мордвы в XVI и ХШ в.в. Изв. Общ. Л. Е. А. и Э., XCVII, 1900 г.
    вот бортные знамена оттуда intueri.narod.ru/raritet/raritet_01.htm

    Вложенный файл:

    Вложенный файл:

    Вложенный файл:

    Вложенный файл:

    Вложенный файл:

    Вложенный файл:

    Вложенный файл:

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Последнее редактирование: 9 года 1 мес. назад пользователем Purgine.

    Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 9 мес. назад #603 от Purgine

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    8 года 8 мес. назад #652 от Purgine
    Вложенный файл:

    Родовые знаки на могильных крестах

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 8 мес. назад #1684 от kiprey
    Доброго времени суток. Увидел у вас на форуме Родовые знаки Алово. А есть ли какие нибудь сведения о Родовых знаках села Мордовские Сыреси?Это совсем рядом с Алово. Уже много где искал и похожего нигде не нашел. Видел много таких знаков на могильных крестах в данном селе. Хотел бы узнать по подробней об этом.

  • New Member
  • New Member

  • Сообщений: 4
  • Спасибо получено:

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 8 мес. назад #1685 от Pelj

    Доброго времени суток. Увидел у вас на форуме Родовые знаки Алово. А есть ли какие нибудь сведения о Родовых знаках села Мордовские Сыреси?Это совсем рядом с Алово. Уже много где искал и похожего нигде не нашел. Видел много таких знаков на могильных крестах в данном селе. Хотел бы узнать по подробней об этом.

    А что вы хотите узнать?

    Ilädo suskone prevej mašinatnen synst citnicä kšninj mukoros.

  • Administrator
  • Administrator
  • R1a1a (CTS1211+)

  • Сообщений: 124
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: 18 мая 1976
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 8 мес. назад #1686 от Pelj
    Второй день рою ВК, встретил там скан книжки про знаки собственности с моей фамилией, думал что сохранил, а вот не оказалось под рукой.

    Ilädo suskone prevej mašinatnen synst citnicä kšninj mukoros.

  • Administrator
  • Administrator
  • R1a1a (CTS1211+)

  • Сообщений: 124
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: 18 мая 1976
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 8 мес. назад #1687 от Purgine

    Доброго времени суток. Увидел у вас на форуме Родовые знаки Алово. А есть ли какие нибудь сведения о Родовых знаках села Мордовские Сыреси?Это совсем рядом с Алово. Уже много где искал и похожего нигде не нашел. Видел много таких знаков на могильных крестах в данном селе. Хотел бы узнать по подробней об этом.


    Шумбрат, по Атяшевскому району есть только Алово, Сабанчеево, Челпаново, Киржеманы, Лобаски, Атяшево.

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 8 мес. назад #1688 от kiprey
    Жаль что нету информации :(
    А интересовал меня конкретно знак на кресте моего прадеда и еще нескольких родствеников. Хотел бы узнать происхождение ну и прочую информацию об этом знаке.
    И еще, хотел бы спросить у знающих, можно ли данный знак использовать в повседневной жизни? Например сделать кольцо с этим знаком? (Он же вроде как родовой получается) Или эти знаки только на могильных крестах ставили?

  • New Member
  • New Member

  • Сообщений: 4
  • Спасибо получено:

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 8 мес. назад #1689 от Pelj

    Жаль что нету информации :(
    А интересовал меня конкретно знак на кресте моего прадеда и еще нескольких родствеников. Хотел бы узнать происхождение ну и прочую информацию об этом знаке.
    И еще, хотел бы спросить у знающих, можно ли данный знак использовать в повседневной жизни? Например сделать кольцо с этим знаком? (Он же вроде как родовой получается) Или эти знаки только на могильных крестах ставили?

    Исторически - это бортные знамёна, другими словами знак собственности, которым могли так же и подписываться. Вы можете использовать этот знак в повседневной жизни, для печатки самое то.

    Ilädo suskone prevej mašinatnen synst citnicä kšninj mukoros.

  • Administrator
  • Administrator
  • R1a1a (CTS1211+)

  • Сообщений: 124
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: 18 мая 1976
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 8 мес. назад #1690 от Purgine
    Ставили на домашней утвари, на срубах, на полях, в общем герб по сути.

    Кстати не хотите пройти ДНК тест?

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 8 мес. назад #1691 от kiprey
    Я далеко на севере, поэтому пока не до теста. Да и не думаю что он нужен. У меня очень много родни там и все считают что они Эрзя. Бабушка до 84 лет дожила и говорила что Эрзя. Не думаю что она ошибалась :)

  • New Member
  • New Member

  • Сообщений: 4
  • Спасибо получено:

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 8 мес. назад #1692 от Purgine
    Так я и предлагаю тест поскольку Вы эрзя)) Если бы были не эрзя, то и интереса не было. А тест может помочь в изучении того откуда пришли предки эрзян.

  • Administrator
  • Administrator

  • Сообщений: 1073
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 8 мес. назад #1693 от kiprey
    У меня мама русская, поэтому я не чистый эрзя :)

  • New Member
  • New Member

  • Сообщений: 4
  • Спасибо получено:

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Время создания страницы: 0.071 секунд
    Joomla templates by a4joomla