1.png2.png

Эрзя Башкирии

6 года 5 мес. назад #846 от Purgine
Purgine создал тему: Эрзя Башкирии
Адаптированный текст, источник здесь - ссылка

Первые случаи переселения эрзи на башкирские земли также отмечаются с конца XVII века и возрастают со второй половины XVIII века. В конце этого столетия уже существовали такие, ныне крупные, поселения эрзи как Федоровка, Кузьминовка (мокша), Алешкино, Наумкино, Старомакарово, Садовка и другие. Многие населенные пункты эрзи были основаны в XIX веке. Во второй половине этого столетия отмечается наибольший приток эрзян в Уфимскую и Оренбургскую губернии.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории РБ проживает 26020 человек эрзи и мокши. Живут они в Уфе, Белебее, Давлеканово, Ишимбае , Кумертау, Мелеузе, Нефтекамске, Октябрьском, Салавате, Сибае, Стерлитамаке, Туймазах, поселке городского типа Приютово, Альшеевском, Аургазинском, Бакалинском, Белебеевском, Бижбулякском, Давлека-новском, Дуванском, Ермекеевском, Иглинском, Карма-скалинском, Кугарчинском, Мелеузовском, Стерлита-макском, Уфимском, Федоровском, Чишминском районах. Значительная часть эрзянского населения Башкортостана является жителями городов – 62,3 процента, сельские жители составляют 37,7 процента.

В Башкортостане проживает в основном эрзя, мокша составляет лишь незначительную долю. Мокшанское село Кузьминовка в нынешнем Федоровском районе было основано в конце XVIII века. В начале XIX века выходцы из Кузьминовки основали выселок Булякай. По данным переписи 1989 года в Кузьминовке проживало 534 человека, а в Булякае – 70 человек.

Проживает в Башкортостане также незначительная группа эрзян. Живут они в деревнях Кожай-Андреево Туймазинского и Кожай-Максимово Бижбулякского районов. Их жители хотя и относят себя к эрзе, но отмечают: «мы мурза». Главное отличие от остальных эрзи, по их мнению, заключается в языке, где очень много русских заимствований. М. Бурдуков в очерке «Мордва», опубликованном в Уфимских губернских ведомостях в 1905 году, писал, что «мордва д. Кожай-Андреевой считает себя потомками какого-то мордовского князя (мурзы). Утверждают, что они обладали во времена давно прошедшие большим количеством земли и леса, впоследствии перешедшими в казну». Более подробную информацию о эрзе-мурза находим в этом же издании в публикации анонимного автора: «С словом «мордвин» соединяется понятие о целом известном народе, а со словами «эрзя», «мокша» и «мурза» соединяются понятия об отдельных племенах этого народа». Далее он отмечает, что «наречия эрзянское и мурзинское очень схожи, только у мурзы вошла в употребление масса русских слов, изуродованных на эрзянский лад. Например: русский глагол «взнуздать» – по-мурзински «знуздаямо», «молотить» – «молотоя-мо» и т.п., по-эрзянски «взнуздать» – «онстямо», «молотить» – «пивсэме» и пр., благодаря чему мурзы плохо понимают эрзянское наречие».

Эрзя в Башкортостане представлена разными конфессиональными группами. Основная масса эрзян считает себя православными, незначительная часть – старообрядцами и молоканами. Мокшане также придерживаются православной веры.

Христианизация эрзи началась со вхождением их земель в состав Русского государства. Но особенныйее размах наблюдался в первой половине XVIII века. В середине века официальное крещение эрзи и мокши было практически завершено. Эрзя в Башкирию переселились уже крещеными. В официальных документах их именовали «новокрещенами». В начале XX века М. Бурдуков писал, что «они – религиозны и очень набожны. Усердно посещают храмы Божии, усердны в исполнении христианского долга бытия у исповеди и святого причастия, радушно принимают в свои дома святые иконы и почтительны к духовенству».

Во второй половине XIX – начале XX века во многих эрзянских населенных пунктах были построены православные церкви и часовни. Но, к сожалению, почти все они в 30-е годы XX столетия были уничтожены. В настоящее время православный храм имеется в селе Каменка Бижбулякского района. Деревянная церковь Архангела Михаила была построена в 1914 года на месте сгоревшей. На земле крестьян – эрзя села Каменка – была основана также православная женская община. Летом 2004 года было завершено строительство церкви в честь Архангела Михаила в чувашско-эрзянском селе Ильтеряково (Андреевка) Кармаскалинского района.

В конце XIX века в Уфимской и Оренбургской губерниях эрзян - старообрядцев насчитывалось 3073 человека. Жили они компактными группами в нескольких населенных пунктах. В настоящее время их потомки проживают только в селе Садовка Стерлитамакского района. Но и здесь они представлены только двумя-тремя семьями – последователями беспоповского направления старообрядчества. Многие старообрядцы из Садовки переехали в Стерлитамак, где существует крупная община эрзян - старообрядцев. Эрзя - молокане проживают в деревнях Петровка и Ивановка Федоровского района. Ныне эти населенные пункты являются смешанными, молокан в них осталось примерно 5-6 семей в каждом.

Несмотря на то, что эрзя подверглись христианизации и православная обрядность и вероучение достаточно глубоко укоренились в народном сознании, все же сохранились некоторые языческие представления и верования. Особое место среди них занимает почитание низших духов природы и «одомашненного» пространства, таких как Ведь ава (э., м.) – «водяная мать»; Вирь ава (э., м.) – «лесная мать»; Юрт ава (э), Куд ава (м) – «домовая»; Бань ава (э., м.) – «банная». Все эти духи представляются в образе женщин, что характерно и для остальных групп эрзян и мокшан.

Основой хозяйства у эрзи являлось земледелие. Как и другие народы региона, они возделывали рожь, пшеницу, полбу, овес, гречиху, просо, коноплю, лен. Другой важной отраслью хозяйства являлось животноводство. Разводили лошадей, коров, овец, свиней, домашнюю птицу. Особенно много держали свиней.

Традиционными поселениями эрзя Башкортостана являлись деревни и села (веле). Первые основанные поселения были немноголюдными, но по мере естественного прироста населения и притока новых поселенцев их людность возросла. Обычно в крупных деревнях строили церкви, тогда они переходили в разряд сел.

Традиционное жилище эрзян Башкортостана (кудо – э., куд – м.) было двух - и трехкамерным. Первый тип жилища представлял собой избу с сенями, второй – две избы с сенями. С начала XX века трехкамерные жилища постепенно перестают строить. Наиболее широкое бытование получают двухкамерные жилища и пятистенки. В настоящее время основной тип жилища эрзян – пятистенки. Основным строительным материалом для эрзян Уфимской губернии являлось дерево, в т.ч. лиственных пород. Бревенчатое жилище из лиственных пород обычно с внешней стороны обмазывали глиной и белили. Встречались и саманные дома. В некоторых населенных пунктах саманные дома встречаются и поныне, например, в деревнях Лысогорка Биж-булякского и Петровка Федоровсого районов. Крышу покрывали тесом, дранью, корой, соломой. Они обычно были четырехскатными, но встречались и двухскатные. Отапливались дома глинобитными печами, в пятистенках сооружали также голландки. Печь обычно ставилась в одном из углов около двери, челом обращалась к передней стене. По диагонали от печи находился красный угол с иконами, украшенный вышитыми полотенцами.

Традиционной женской одеждой эрзян служили рубахи (панар) туникообразного покроя, из белого холста, богато украшенные вышивкой. Непременными элементами костюма эрзянок были передник и кафтан. Обязательной принадлежностью традиционного женского костюма было набедренное украшение пулай/пулагай/ пулакш. Традиционным головным убором эрзи являлась сорока – высокая шапка из холста с закругленным очельем и длинной лопастью, спадающей на спину, покрытая плотной вышивкой из шерстяных ниток; у мокши – панга – трапециевидный чепец из холста с лопастью, спускающейся на спину, украшенный вышивкой.

В конце XIX – начале XX века традиционная женская одежда из белого холста начала вытесняться юбками и кофтами. Юбки шили из домотканой шерстяной ткани с отделкой на подоле из двух тканых цветных полос. Мужская одежда практически не отличалась от русских образцов.

В 1998 году был образован республиканский эрзяно-мокшанский национально-культурный центр Башкортостана, который вносит большой вклад в дело возрождения национальной культуры. Ныне он переименован в Мордовскую национально-культурную автономию Республики Башкортостан, которую возглавляет Николай Герасимов.

Эрзянское население Республики Башкортостан имеет богатую историю. Выходцы из нашей республики вносили и вносят достойный вклад в развитие культуры и просвещения эрзянского народа.

Так, в селе Андреевка Кармаскалинского района жил выдающийся просветитель эрзянского народа, создатель первого эрзяно-русского словаря и грамматики Авксентий Филиппович Юртов. В 1891 году он стал священником эрзянско-чувашского прихода села Андреевка. В 1895 открыл там трехклассную церковно-приходскую школу. Собирал и публиковал эрзянские, чувашские, татарские легенды, сказки, песни, пословицы.

Дальнейшее изучение истории, обычаев, традиций, культуры, духовных и социальных потребностей эрзянского населения республики, современного состояния различных возрастных групп этноса, уровня его урбанизации, адаптации к современным условиям развития общества должно стать фактором нормализации межэтнических отношений, раннего предупреждения и профилактики межэтнических конфликтов, удовлетворения этнокультурных потребностей эрзянского населения, предупреждения негативных социальных явлений в самом эрзянском социуме.

Айслу ЮНУСОВА,

  • Администратор
  • Администратор

  • Сообщений: 1073
  • Репутация: 3
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 5 мес. назад #847 от Purgine
    Purgine ответил в теме Эрзя Башкирии

    Проживает в Башкортостане также незначительная группа эрзян. Живут они в деревнях Кожай-Андреево Туймазинского и Кожай-Максимово Бижбулякского районов. Их жители хотя и относят себя к эрзе, но отмечают: «мы мурза». Главное отличие от остальных эрзи, по их мнению, заключается в языке, где очень много русских заимствований. М. Бурдуков в очерке «Мордва», опубликованном в Уфимских губернских ведомостях в 1905 году, писал, что «мордва д. Кожай-Андреевой считает себя потомками какого-то мордовского князя (мурзы). Утверждают, что они обладали во времена давно прошедшие большим количеством земли и леса, впоследствии перешедшими в казну». Более подробную информацию о эрзе-мурза находим в этом же издании в публикации анонимного автора: «С словом «мордвин» соединяется понятие о целом известном народе, а со словами «эрзя», «мокша» и «мурза» соединяются понятия об отдельных племенах этого народа». Далее он отмечает, что «наречия эрзянское и мурзинское очень схожи, только у мурзы вошла в употребление масса русских слов, изуродованных на эрзянский лад. Например: русский глагол «взнуздать» – по-мурзински «знуздаямо», «молотить» – «молотоя-мо» и т.п., по-эрзянски «взнуздать» – «онстямо», «молотить» – «пивсэме» и пр., благодаря чему мурзы плохо понимают эрзянское наречие».


    Деревня Кожай-Максимово Троица

    Вложенный файл:
    Вложенный файл:
    Вложенный файл:
    Вложенный файл:
    Вложенный файл:
    Вложенный файл:
    Вложенный файл:
    Вложенный файл:
    Вложенный файл:
    Вложенный файл:

  • Администратор
  • Администратор

  • Сообщений: 1073
  • Репутация: 3
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Спасибо сказали: Юрий

    Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    6 года 5 мес. назад #848 от Purgine
    Purgine ответил в теме Эрзя Башкирии

    Так, в селе Андреевка Кармаскалинского района жил выдающийся просветитель эрзянского народа, создатель первого эрзяно-русского словаря и грамматики Авксентий Филиппович Юртов. В 1891 году он стал священником эрзянско-чувашского прихода села Андреевка. В 1895 открыл там трехклассную церковно-приходскую школу. Собирал и публиковал эрзянские, чувашские, татарские легенды, сказки, песни, пословицы.


    Вложенный файл:

  • Администратор
  • Администратор

  • Сообщений: 1073
  • Репутация: 3
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Спасибо сказали: сокол

    Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    5 года 11 мес. назад #1199 от Purgine

  • Администратор
  • Администратор

  • Сообщений: 1073
  • Репутация: 3
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    5 года 11 мес. назад #1200 от Pelj
    Pelj ответил в теме Эрзя Башкирии
    "Мордва-мокша (Кузьминовка, Федоровский район) предпочитает (100%) обучать детей в русской школе.
    Объясняется это с тем, что в мордовской школе обучение ведется на эрзянском языке, поэтому мокша, выбирая между эрзянским и русским, предпочитает русский язык."

    Ilädo suskone prevej mašinatnen synst citnicä kšninj mukoros.

  • Администратор
  • Администратор
  • R1a1a (CTS1211+)

  • Сообщений: 124
  • Репутация: 2
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: 18 мая 1976
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    5 года 11 мес. назад #1201 от Purgine
    Purgine ответил в теме Эрзя Башкирии

    Pelj пишет: "Мордва-мокша (Кузьминовка, Федоровский район) предпочитает (100%) обучать детей в русской школе.
    Объясняется это с тем, что в мордовской школе обучение ведется на эрзянском языке, поэтому мокша, выбирая между эрзянским и русским, предпочитает русский язык."


    Люди-неадекваты, сами пишут о проблеме мокшан и эрзянского языка, но школа все равно "мордовская". Это как быдло-археологи 60-70-ых писали "чудь (мордва)" и где-то в уголку "мокша и эрзя". Мутанты.

  • Администратор
  • Администратор

  • Сообщений: 1073
  • Репутация: 3
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1697 от Дементьев
    Дементьев ответил в теме Эрзя Башкирии
    Я составлял семейное древо и выяснилось, что мужская линия ведет в Кожаq-Максимова. Они себя называют “Мурза” и видимо отличие не только в языке. Я делал в самом начале анализ ДНК через FamilyTreeDNA. Он выявил родственников по мужской линий, один из них увлеченный семейным древом вложил много денег и времени в изучения.

    Что получилось! Для Эрзя характерны R1a, а я N1c, то есть финно-угр. Если смотреть по родне с FamilyTreeDNA , где был сделан максимальный глубокий анализ ДНК то он характерен только для одного района России! Это Прилузский район под Сыктывкаром. При чем человек проследил свою мужскую линию по архивам до 1570 г. и произошло полное совпадения днк исследования и архивных данных. Также в проекте указан еще один Дементьев, который также по ДНК относится к прилузскому району, и он себя отнес к проекту эрзя-мокша.

    В общем есть значительная вероятность, что выходцы из Кожай-Максимова финно-угры по крови. При этом выходцы из очень северного глухого района. Прилузский район мало населений регион, славящийся своими болотами, благодаря этому им удалось сохранить скажем так “чистоту крови”.
    Более точно понять, кто такие мурза, можно было бы если кто-то еще из деревни сделал анализ ДНК.

  • Новый участник
  • Новый участник

  • Сообщений: 3
  • Спасибо получено:

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1698 от Pelj
    Pelj ответил в теме Эрзя Башкирии

    Дементьев пишет: Я составлял семейное древо и выяснилось, что мужская линия ведет в Кожаq-Максимова. Они себя называют “Мурза” и видимо отличие не только в языке. Я делал в самом начале анализ ДНК через FamilyTreeDNA. Он выявил родственников по мужской линий, один из них увлеченный семейным древом вложил много денег и времени в изучения.

    Что получилось! Для Эрзя характерны R1a, а я N1c, то есть финно-угр. Если смотреть по родне с FamilyTreeDNA , где был сделан максимальный глубокий анализ ДНК то он характерен только для одного района России! Это Прилузский район под Сыктывкаром. При чем человек проследил свою мужскую линию по архивам до 1570 г. и произошло полное совпадения днк исследования и архивных данных. Также в проекте указан еще один Дементьев, который также по ДНК относится к прилузскому району, и он себя отнес к проекту эрзя-мокша.

    В общем есть значительная вероятность, что выходцы из Кожай-Максимова финно-угры по крови. При этом выходцы из очень северного глухого района. Прилузский район мало населений регион, славящийся своими болотами, благодаря этому им удалось сохранить скажем так “чистоту крови”.
    Более точно понять, кто такие мурза, можно было бы если кто-то еще из деревни сделал анализ ДНК.

    Простите, а вы в каком проекте состоите на ФТДНА, чтобы сравнить?

    Ilädo suskone prevej mašinatnen synst citnicä kšninj mukoros.

  • Администратор
  • Администратор
  • R1a1a (CTS1211+)

  • Сообщений: 124
  • Репутация: 2
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: 18 мая 1976
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1699 от Pelj
    Pelj ответил в теме Эрзя Башкирии

    Дементьев пишет: Я составлял семейное древо и выяснилось, что мужская линия ведет в Кожаq-Максимова. Они себя называют “Мурза” и видимо отличие не только в языке. Я делал в самом начале анализ ДНК через FamilyTreeDNA. Он выявил родственников по мужской линий, один из них увлеченный семейным древом вложил много денег и времени в изучения.

    Что получилось! Для Эрзя характерны R1a, а я N1c, то есть финно-угр. Если смотреть по родне с FamilyTreeDNA , где был сделан максимальный глубокий анализ ДНК то он характерен только для одного района России! Это Прилузский район под Сыктывкаром. При чем человек проследил свою мужскую линию по архивам до 1570 г. и произошло полное совпадения днк исследования и архивных данных. Также в проекте указан еще один Дементьев, который также по ДНК относится к прилузскому району, и он себя отнес к проекту эрзя-мокша.

    В общем есть значительная вероятность, что выходцы из Кожай-Максимова финно-угры по крови. При этом выходцы из очень северного глухого района. Прилузский район мало населений регион, славящийся своими болотами, благодаря этому им удалось сохранить скажем так “чистоту крови”.
    Более точно понять, кто такие мурза, можно было бы если кто-то еще из деревни сделал анализ ДНК.

    Purgine, ответишь по мурзам и "финно-уграм"?

    Ilädo suskone prevej mašinatnen synst citnicä kšninj mukoros.

  • Администратор
  • Администратор
  • R1a1a (CTS1211+)

  • Сообщений: 124
  • Репутация: 2
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: 18 мая 1976
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1700 от Purgine
    Purgine ответил в теме Эрзя Башкирии
    Привет, очень интересный результат, а где посмотреть на гаплотип можно?

    Кстати готовится тест одного мурзы только из-под Пензы. Посмотрим что получится.

    Про мурз у меня две версии или это потомки "мордовских" мурз, а такие точно были или это эрзя которые ушли от тягот ясыка и экспансии русских, назвав себя мурзы в противовес тем эрзянам которые остались под ярлыком, у нас таких эрзян называют "тягла".

  • Администратор
  • Администратор

  • Сообщений: 1073
  • Репутация: 3
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1701 от Дементьев
    Дементьев ответил в теме Эрзя Башкирии
    Пока искал КИТ, нашел подтверждения первой вашей версий!

    Жители Кожай-Максимова говорят, что они были при князе (мурзе) и раньше жили в других местах и имели больший владения, пока государь их не забрал! И вот смотрю familytreedna и нахожу отдельную категорию Мурза! Как потом выясниться там собрали данные тестов потомков мурзы, которые управляли Мордовией по указу царя с 1509 г.

    Далее выясняется данные собирали для исследования, так как есть подробные церковные записи родословных князей управляющих Мордвой. И все там сходиться к общему предку кроме рода Кудашевых у которого есть серьезные пробелы в родословной. Вот тут тест ДНК и подтвердил, что Кудашевы мягко говоря, не родня остальным князем. Они J2b2 Q1b, а Кудашевы N-M178.

    Получается у нас есть 100% мурза финно-угр один из управителей эрзян, есть деревни эрзян, которая себя считает связанных с князем и возможно одной крови. Получается есть даже подтверждения слов о изъятии земли государем! С 1703 г. у части потомков Кудашевых начинают отнимать землю в пользу церкви именно поэтому и сохранились подробная родословная с помощью этих данных и определялась, какую землю забрать. Кстати, часть потомков рода переедет в район Белебеевский в 1782 г., а Кожай-Максимова появится в этом районе в 1786 г. (совпадения?)

    Это конечно только гипотеза! И здесь вопросов больше, чем ответов. Особенно, как в татарскую знать проник человек по крови коми.

    Ссылки на ДНК Мурза www.familytreedna.com/public/Erzya-Moksh...spx?section=yresults

    Эрзя Dementyev кит 266916 его родственник Ushakov 176781, а Ушаков уже мне приходится родней)
    Ссылки на работу по родословной мурзы tatargen.ru/sarov-tatar-genealogies.pdf

    А насчет анализа мурзы из под Пензы это самое то! Под Пензой есть своего рода родовая деревня Кудашевых!

    Все, я умываю руки. Я как выпускник ист.фака знаю, что можно положить жизнь на такие исследования и не в чем не быть уверенным))))

  • Новый участник
  • Новый участник

  • Сообщений: 3
  • Спасибо получено:

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1702 от Purgine
    Purgine ответил в теме Эрзя Башкирии

    Дементьев пишет: а Ушаков уже мне приходится родней)


    Все что Вы написали выше известно, кроме Вашего родства с Ушаковым. У Вас родство по прямой мужской линии? Он тоже из Кожай-Максимова? Есть архивные данные подтверждающие родство?

  • Администратор
  • Администратор

  • Сообщений: 1073
  • Репутация: 3
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1703 от Purgine
    Purgine ответил в теме Эрзя Башкирии

    Я делал в самом начале анализ ДНК через FamilyTreeDNA.

    Также в проекте указан еще один Дементьев, который также по ДНК относится к прилузскому району, и он себя отнес к проекту эрзя-мокша.

    Эрзя Dementyev кит 266916 его родственник Ushakov 176781, а Ушаков уже мне приходится родней)


    И я не понял делали вы тест или не делали.

  • Администратор
  • Администратор

  • Сообщений: 1073
  • Репутация: 3
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1704 от Pelj
    Pelj ответил в теме Эрзя Башкирии
    Всё таки хотелось бы взглянуть на данные полученные вами в ФТДНА. Если не хотите вступать в проекты и афишировать данные, можете прислать в личку. Интересно сравнить с другими финно-уграми. Приватность данность гарантирую.

    Ilädo suskone prevej mašinatnen synst citnicä kšninj mukoros.

  • Администратор
  • Администратор
  • R1a1a (CTS1211+)

  • Сообщений: 124
  • Репутация: 2
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: 18 мая 1976
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1705 от Purgine
    Purgine ответил в теме Эрзя Башкирии
    Немного разобрался.

    1. Есть Ан.Дементьев в проекте Erzya-Moksha он N1c и его номер 266916. Архивные данные говорят, что его предок "мордвин" из Мало-Сердобинского района(25 км от Колышлея)
    2. У него в кластере есть Ушаков.
    3. Вы Ал.Дементьев, но у вас Ушаков просто матч в FF


    А где ваш гаплотип?

  • Администратор
  • Администратор

  • Сообщений: 1073
  • Репутация: 3
  • Спасибо получено: 46

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1706 от Дементьев
    Дементьев ответил в теме Эрзя Башкирии
    Спасибо за наводку! Андрей Дементьев Мало-Сердобинского района(25 км от Колышлея). Поэтому району тьма научных работ, где четко говорится кто такие мурза!

    Связана с военным делом и фамилия Мурзин, коих в Сердобе 15 семей. Мурзами в XVII веке называли служилых мордву и татар в отличие от ясачных. После крещения мурзы обрусевали. www.suslony.ru/hist_librs/Malaya_dolka/malaya_dolka.htm

    Военное сословия типа Казачества. Также становится понятно, почему много русских слов в отличий от эрзянского, так как по военной службе больше контактов. Но главное следующие высказывания из другой работы.

    Их называли – мэрзинские татары, мэрзинская мордва. Звание мурз в Поволжье носили только нерусские народы. Мурзы – это то же, что в средневековой Руси дети боярские, потомки княжеских дружинников, ставшие затем служилыми людьми по прибору и по отечеству. Также и у нерусских народов мэрзы были сначала «гвардией», дружиной знатных татарских и мордовских князей. Вместе со своими князьями они перешли на службу к русскому царю, охраняли границы, ходили в походы и за это получали поместья наравне с русскими. В Савкино (Войкино) к 1748 году проживало 78 ревизских душ. Они называли себя переведенцами из д. Вершаут Узинского стана, д. Борнуково Засурского стана, д. Вышелейки и д. Пенделки. Татарскую Пакаевку основали вместе с соседней деревней Старый Карлыган (ныне в Пензенской области) служилые татары. Они прибыли из д. Вершаут, д.Бегеевой Узинского стана Пензенского уезда, д. Исенские Большие Поляны и деревни Усть-Рахманка Темниковского уезда. В 1748 г. здесь было 79 ревизских душ. www.petrcity.ru/?s=ocherk2

    Можно смело предположить, что мурзой становились по крови, а значит тот же Кожай-Максивомо населяют прямые потомки дружиников князей! Еще есть важная вещь везде мурзы- это эрзяне , а в одной работе прямо говорится, что мурзой от Мордвы были только эрзяне.

    Вообще как выяснилось потомков военного сословия мурза много к примеру в 2002 г. автор говорит, что-то только в Пензенской области себя так называют около 1000 человек. Я пока искал инфу, понял, что их реально много по всей России и Украине. Их часто расселяли на новые оборонительные линий, плюс постоянное участие в походах.

    В общем материала по ним море. И есть даже своего рода манифест призывающих мурз считать себя отдельным этносом.

    www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=555&nom11=152

    Я к нему присоединяюсь и призываю админа на главной странице создать пункт меню мурза рядом с мокшай)))

  • Новый участник
  • Новый участник

  • Сообщений: 3
  • Спасибо получено:

  • Пол: Не указан
  • Дата рождения: Неизвестно
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    4 года 3 мес. назад #1707 от Pelj
    Pelj ответил в теме Эрзя Башкирии

    Дементьев пишет:
    Я к нему присоединяюсь и призываю админа на главной странице создать пункт меню мурза рядом с мокшай)))

    Хм. Всё равно буду продолжать отличать сословие от этноса. Например, по наличию языка. Я про мурзинский язык ничего не знаю.

    Ilädo suskone prevej mašinatnen synst citnicä kšninj mukoros.

  • Администратор
  • Администратор
  • R1a1a (CTS1211+)

  • Сообщений: 124
  • Репутация: 2
  • Спасибо получено: 9

  • Пол: Мужчина
  • Дата рождения: 18 мая 1976
  • Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

    Время создания страницы: 0.093 секунд
    Joomla templates by a4joomla